junycat (junycat) wrote,
junycat
junycat

Categories:

Англия как прародина фашизма

Друзья!
Некоторое время назад прогремело интервью Меган Маркл Опре Уинфри, в котором была затронута тема расизма королевской семьи. Я, честно говоря, даже немного удивился, отчего такой ажиотаж вокруг вполне очевидных вещей. Королевская семья является частью англо-американской элиты, которой всегда было свойственно мышление, которое не то чтобы фашистское, но около того, а королева Елизавета плоть от плоти этой системы, и я, конечно, ее мыслей не знаю, но вряд ли буду сильно рисковать ошибиться, если начну утверждать, что было бы странно, если бы она мыслила иначе.
Но вообще я сейчас хочу поговорить не о королевской семье, а о британских политических элитах в широком смысле, а точнее - о таком интересном феномене, как зарождение фашистской идеологии в среде британской элиты в конце 19 - начале 20 веков (хотя само слово "фашизм" в тот период еще было не в ходу), и затем ее наследование и развитие немецкими фашистами.
Собственно, у британцев это явление было не только теоретическим, но и практическим (по отношению к коренному населению колоний и населению Ирландии), но мы сейчас не будем говорить о геноциде ирландцев, коренных австралийцев, африканцев, североамериканцев, и т. д, об этом и так широко известно. Поговорим о теории, и тут я приведу высказывания различных британских вип-персон того периода.
Бенджамин Кидд (1858 -1916) был известным британским ученым (это не стеб) своего времени, одним из основателей современной социологической науки. В своих работах он утверждал, что борьба наций подчиняется принципам дарвиновского естественного отбора, и что сама природа при помощи механизмов социальной наследственности низводит или возвышает народы до уровня низшей или высшей расы, и этот процесс может регулироваться государством. Его идеи заимствовал немецкий идеолог Альфред Розенберг. Очевидно, с ними был знаком и сам Гитлер.


Карл Пирсон (1857 — 1936) был одним из основателей современной математической статистики, проделал большую работу по внедрению методов мат. статистики в научные исследования. Общественными науками он тоже занимался, продвигая идея "борьбы между расами и выживания сильнейших рас".
Тесть сэра Освальда Мосли (основателя британской фашистской партии) — лорд Керзон (один из крупнейших британских дипломатов) притворно удивлялся, что англичане из низшего общества имеют светлую кожу, так как белая кожа отличала представителей расы господ, а цветная — низшие слои, расово неполноценные.
Джавахарлал Неру, когда находился в тюрьме, куда попал борьба за права инийцев, заявлял, что фашизм и империализм - братья, а борьба за свободу в Индии — часть мировой борьбы против фашизма и империализма. Неру предупреждал, в конце концов методы расизма и колониализма начнут применяться в самой Европе (что началось в 1939 году, а потом в 1941 году). Это хорошо осознавали элиты Британии и США. Фильмы, затрагивавшие тему фашизма, были запрещены к показу в Британской Индии, так как это могло сильно озадачить индийцев. А после вступления США в войну, американская цензура заблокировала проект фильма компании MGM по произведению Киплинга (который и сам был весь в пуху по этой теме) «Ким», где прославлялось британское владычество над Индией. Кстати, британский вице-король Уиллингтон в 1931 г. назвал себя "Индийским Муссолини".
Джеймс Фрод, оксфордский профессор истории, высказывал следующую точку зрения: когда британцы совершают подобные поступки [колониальный геноцид], то это происходит на благо человечества, но когда эти же поступки совершает кто-либо другой — это грех, который нельзя допустить. «Составной частью правды, благодаря лицемерию (cant), становится польза» — так звучит немецкое определение этого английского феномена, данное немецким философом Максом Шелером в середине первой мировой войны.
Сирил Норвуд, Джордж Тейт, директора английских паблик-скул (школ для элитных слоев английского общества), в конце 30-х годов утверждали, что немецкие наполас (созданные нацистской партией училища) созданы по образу и подобию, и с той же целью воспроизводства элиты, как и английские паблик-скул. Того же мнения придерживались и сами немцы, например, обергруппенфюрер СС Гейсмейер.
В 1939 году, когда Германия и Англия оказались в состоянии войны, 76 % английских епископов, судей, директоров банков и управляющих железными дорогами, а также чиновников и губернаторов доминионов являлись выпускниками паблик-скул. 70 % генерал-лейтенантов и высших военных чинов вышли из четырех паблик-скул, главным образом — из Итона и Харроу. По этим цифрам ясно, что английская элита была крайне кастовой и закрытой, я бы сказал - крайне недемократичной, и при такой закрытости распространение идей своего расового превосходства было вполне естественным.
Обратите внимание, я перечислил выше высказывания не маргиналов, а крупнейших ученых и политиков Британии, формировавших идеологию и общественное мнение.
Теперь о преемственности британской и немецкой идеологии.
В 2000 году известное британское издательство Cambridge University Press выпустило книгу «Тевтонский остров. Восприятие Британии нацистами» немецкого историка Гервина Штробля. Одна из глав называется «Британия как модель для нацистской экспансии». Цитаты: «одна из фундаментальных задач нацистов заключалась… в подражании «безжалостности» Британской империи по отношению к Восточной Европе». «Нельзя не вспомнить отзывы Гитлера об Индии или Северной Америке как о моделях для будущего германского правления в России, и его восхищение… непременной «безжалостностью» Англии… В 1937 г. немецкая молодежь была обязана изучать англосаксонскую историю, чтобы преодолевать собственные угрызения совести… Нацистские лидеры ни в коей мере не порицали опыт империалистической Британии. Они надеялись добиться такого же результата».
Сам Гитлер говорил в 1935 году: «Только у меня, подобно англичанам, хватит жестокости, чтобы добиться цели». «Я восхищаюсь английским народом. В деле колонизации он совершил неслыханное». После объявления состояния войны между Германией и Британией, он заметил: «Господь Бог создал мир не для одних англичан».
Генерал Риттер Франц фон Эпп, с 1933 г. ставший наместником Гитлера в Баварии, говорил: «Ведь какие колониальные войны вели другие народы, те же англичане, и хоть бы глазом кто моргнул. Почему… немецкий народ должен стесняться?»
Карл Петерс, один из основателей немецких колоний в Африке (современные Намибия и Танзания, во время первой мировой войны захваченные британцами), долгое время прожив в Англии, говорил: во время «полезного обучения… когда в нем и созрело решение… основать где-нибудь немецкую колонию». «Настала пора как можно скорей усвоить английский принцип:…его нужно рассматривать как безусловно умный и практичный, и было бы близорукостью не учиться у них этому», «Мост… соединивший лондонские устремления с немецкой колониальной политикой, в конечном счете и привел к созданию Германской Восточной Африки».
Собственно, немецкая колониальная практика от теории не отстала, так как в начале 20 века в Намибии (в тот момент германской колонии) немцы почти на 100% уничтожили африканский народ герреро, совершив один из первых геноцидов 20 века (причем партия немецких нацистов тогда еще даже не возникла).
Впрочем, при разговоре о теории и практике Британии и Германии в этом контексте, надо указать не только на сходства, но и различия. Прежде всего, если германские фашисты установили свой режим сначала в своей стране, а затем и на оккупированных территориях, британцы в пределах метрополии соблюдали принципы либеральной демократии (ну хотя бы фасад таковой, даже с учетом замкнутости элиты), а фашизмом занимались только в колониях. Также, если немцы занимались геноцидом на оккупированных территориях в рамках целенаправленной государственной политики, то британцы на таком уровне таких целей не формулировали прямо, а геноцидили индейцев, австралийцев и прочих больше по ситуативно-прагматическим причинам, обычно не доводя эти процессы до 100 % результата. И наконец, Британский союз фашистов хоть и возник, но не стал лидирующей партией в стране, в отличие от Германии. Так что, мы не можем говорить, что британский империализм сам по себе был фашизмом, но определенно был его родителем.
Надеюсь, я хотя бы в начальной степени раскрыл тему. Для более подробного погружения могу порекомендовать книгу немецкого социолога Эммануэля Саркисяна (1923 - 2015) "Британские корни германского фашизма". Кстати сказать, книга была запрещена к изданию в Германии и Британии (интересно, почему), зато издана в Ирландии, Индии и России (тоже интересно, почему).
Что касается британской королевской семьи, то риторический вопрос - люди, выросшие в вышеописанной интеллектуальной среде, с какой вероятностью будут или не будут расистами? Хотя вообще это для нас вопрос не жизненно важный, пока есть российский ядерный щит.
На этом спасибо за внимание!

Tags: Британия, история, общество
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →