Друзья!
Давайте сегодня немного поговорим о такой теме, как свобода слова в понимании либерального/антисоветского сегмента российского общества, на конкретном примере.
Этот конкретный пример произошел в 2011 году, но это не принципиально, такое могло бы произойти и в 2021 году, и ситуация вполне актуальна.
В конце нулевых годов издательство Эксмо, одно из крупнейших в России, начало издавать пользовавшуюся покупательским спросом серию книг об эпохе Сталина, с такими названиями, как «Гордиться, а не каяться! Правда о Сталинской эпохе», «Берия. Лучший менеджер XX века», «„Сталинские репрессии“. Великая ложь XX века» и т. д., авторами книг были Игорь Пыхалов и другие историки антилиберального направления.
Эти тиражи очень огорчили совестливую часть активной российской общественности, в адрес Эксмо было направлено открытое письмо, в котором инициативные граждане потребовали объяснений насчет издательской политики.
Вот ссылка на полный текст письма и подписи к нему. Ну а ниже я приведу ряд выдержек из письма со своими комментариями к нему.
В ряде книг этих серий делаются настойчивые и агрессивные попытки оправдать самые жестокие преступления советского коммунистического режима против своего народа.
Особенно печально, что речь идёт не об одной-двух книгах, которые могли бы быть напечатаны как курьёз, как великодушно предоставленная возможность высказаться даже тем, чьи взгляды бесчеловечны и опасны. Нет, речь идёт о целых сериях книг, о крупном пропагандистском проекте.
Очень большое спасибо за великодушие.
Такие книги оскорбляют память миллионов жертв, проникнуты духом тоталитаризма, жестокости, национальной и социальной нетерпимости...
1) Ох уж снова эти мифические миллиар миллионы жертв... Невозможно понять, как именно информирование широкой общественности о реальных масштабах репрессий (около 800 тыс. смертных приговоров за все время правления Сталина, и около 120 тыс. из не были исполнены) может быть оскорблением памяти репрессированных. В моем понимании, именно преувеличение их реального количества и будет таковым оскорблением.
2) Невозможно понять, какая "национальная и социальная нетерпимость" может быть в информировании широкой общественности о принципах устройства советского государства в тот период, когда оно предоставляло своему населению беспрецедентно широкий (во всей мировой истории) доступ к социальным лифтам, независимо от национальной принадлежности этого населения.
Мы бы хотели знать, что побуждает уважаемое издательство с такой настойчивостью публиковать книги, оскорбляющие память миллионов погибших и обеляющие их палачей. Разумеется, речь не идёт о призыве запретить издание подобных книг. Однако мы ждём ответа на наше письмо и надеемся прояснить для себя позицию издательства ЭКСМО по этому вопросу.
1) Надо почаще повторять про миллионы. Как говорил Геббельс - "чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят".
2) Ну конечно, речь не идет о запрете. То есть, авторы письма, очевидно, очень хотели бы запретить (иначе бы не упомянули об этом), но пока не судьба.
В целом, мне не совсем понятно, на каком основании авторы письма упомянули слово "ждем" в довольно-таки требовательных интонациях. Ведь Эксмо издает и распространяет книги, которые законодательством РФ не запрещено 1) писать 2) издавать 3) продавать 4) покупать 5) читать. О чем тут вообще может идти речь?
Какова была реакция Эксмо на письмо? Руководитель издательства отбил подачу, пояснив, что «считает себя обязанным соответствовать вкусам своих читателей, а не цензурировать их».
Что тут можно сказать? Если книги, рисующие эпоху Сталина, скажем так, не черными красками, издаются и покупаются большими тиражами, то это значит, что в российском обществе сформировался крупный социальный запрос на эту литературу. Почему он сформировался? Потому что в эпохе Сталина общество находит то, чего ему остро не достает сегодня - это могущество страны и социальную справедливость. Обширная черная мифология о миллиардах съеденных лично Сталиным, по причине многократно доказанной лживости, уже давно отторгается общественным сознанием, в большей его части. Причем, эту большую часть общества не интересует замена черного мифа о Сталине на противоположный белый миф. Обществу нужна именно правдивая информация о реальных масштабах и причинах репрессий, для полного понимания этого периода нашей истории во всей его многозначности. И для этого понимания нужно узнать не только о репрессиях в эпоху Сталина, но и социальных, экономических, научных и остальных достижениях СССР в 20-30-е годы. Обо всем, что позволило 200-миллионному СССР, населенному крестьянами, которые недавно были неграмотными, выиграть войну против 400-миллионной Европы под управлением Германии. И когда общество спокойно взвешивает плюсы и минусы сталинского правления, то находит баланс положительным - к ужасу авторов письма и их единомышленников.
И тут мы подходим к важному моменту. Авторы письма свято убеждены, что они имеют право решать, к какой информации общество может иметь доступ, а к какой не может, и требуют от издательства отчета о причинах выбора публикуемых тем. При этом авторы письма прекрасно понимают, что Эксмо не нарушает законы страны, издавая книги о Сталине, и поэтому апеллируют к моральной стороне вопроса, пытаясь показать издаваемую литературу как социально опасную. Для этого они активно употребляют по отношению к этой литературе эмоционально насыщенные, и никакой логикой и фактами не обоснованные слова типа "жестокость, нетерпимость, тоталитаризм, оскорбление, палачи, миллионы жертв" (что вполне соответствует упомянутым выше принципам геббельсовской пропаганды). И все это высказывается по отношению к людям, которые, по существу, всего лишь говорят и слушают альтернативные мнения, обсуждение которых не противоречит правовому полю РФ. Причем они даже не считают носителей альтернативных мнений за людей, прямо называя их взгляды "бесчеловечными". И все это высказывается ради защиты демократического государства, одним из важнейших принципов которого заявлена свобода слова. Парадоксальным образом, авторы письма и их единомышленники, на словах будучи приверженцами свободы слова и всего таких прочих ценностей, на практике признают ее только для себя, в то время как люди, которые интересуются такими сложными периодами нашей истории, как эпоха Сталина, в куда большей степени уважают эту свободу слова и свободу мысли.
И как мы увидели по событиям января и февраля 2021 года, этот образ мыслей принципиально не изменился.
Поэтому завершу статью двумя вопросами.
1) В чем эти люди видят основания для своего права решать, какая информация полезна для остального общества, а какая опасна?
2) Цензура и нетерпимость к иному мнению - это и есть свойства той самой прекрасной России будущего, куда они нас пытаются затащить?
На этом спасибо за внимание.
Стаптья на дзене здесь.
Journal information