junycat (junycat) wrote,
junycat
junycat

Category:

Советский космос (1): Восток-1 и Восток-2 (первый полет и первый суточный полет), 1961 г.

Корабль Восток-1

Корабль Восток-1

Друзья!

Предлагаю, кроме политики, истории и языков, сегодня еще начать говорить о такой интересной теме, как пилотируемом освоении космоса (впрочем, нисколько при этом не покушаясь на лавры Зеленого кота).  Начнем с начала, то есть с полетов Гагарина и Титова. Материал из статьи взят из книги https://www.livelib.ru/book/1000832791-mirovaya-pilotiruemaya-kosmonavtika-istoriya-tehnika-lyudi

8 апреля 1961 года состоялось «открытое» заседание Госкомиссии во главе с К.Н. Рудневым по пуску корабля. Обсудили и утвердили задание космонавту на полет, заслушали доклады о готовности средств поиска. Затем было принято решение: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180–230 км продолжительностью 1 час 30 мин с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить в полете оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта». Затем в зале остались только члены Госкомиссии и в узком составе обсуди ли предложение Н.П. Каманина (начальника отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС) о назначении пилота корабля «Восток». Юрий Гагарин был утвержден первым пилотом, а Герман Титов – запасным. Затем обсудили возможность допуска на место посадки спортивных комиссаров для оформления полета в качестве мирового рекорда. Решили: при составлении документов «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». Обсуждая возможность аварийного катапультирования космонавта на старте, решили, что до 40-й секунды полета команду на катапультирование подает С.П. Королев или Н.П. Каманин, а позже космонавт катапультируется автоматически. Вечером Титов и Гагарин провели тренировку на корабле в присутствии членов Госкомиссии. 9 апреля – воскресенье. Космонавты отдыхали. 10 апреля Н.П. Каманин сообщил Гагарину и Титову о назначении первого космонавта планеты. В этот же день на «нулевке» (гостиничный комплекс для руководящего состава в городе Ленинск) состоялась дружеская встреча К.Н. Руднева, К.С. Москаленко, С.П. Королева со всеми шестью космонавтами. Присутствовали также В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, Б.Е. Черток и еще около 20 человек. Королев сказал: «…Решено – первым полетит Гагарин, а за ним полетят другие. Уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей “Восток”».


Вечером состоялось торжественное заседание Госкомиссии, где Королев доложил о готовности корабля и ракеты к пуску. Затем состоялась открытая встреча Госкомиссии с прессой, так сказать, «парадная Госкомиссия»… 11 апреля утром носитель РН 8К72К с кораблем 3КА №3 вывезли на старт, а затем К.П. Феоктистов провел занятия с космонавтами. В 13 часов местного времени (11 часов московского) на стартовом комплексе Ю.А. Гагарин встретился с боевым расчетом, готовившим ракету и корабль к пуску. После встречи космонавты переехали в «маршальский домик» на 2-й площадке, где раньше жил главный маршал РВСН М.И. Неделин. Там Гагарин и Титов, а также начальник ЦПК Е.А. Карпов, врач А.В. Никитин и Н.П. Каманин должны были провести ночь перед стартом. Космонавты пообедали «космической» пищей. Меню: пюре щавелевое с мясом, паштет мясной и шоколадный соус. В 21:30 к космонавтам заходил Королев и пожелал спокойной ночи. Заснули Гагарин и Титов около 22 часов. 12 апреля космонавтов подняли в 05:30 по местному времени. В 06:00 состоялось предпусковое заседание Госкомиссии – замечаний не оказалось. Космонавты в это время надевали скафандры и прибыли на старт в 08:50. Вскоре Юрий Алексеевич Гагарин занял место в корабле. Люк за ним закрывали ведущий конструктор О.Г. Ивановский и специалист по скафандру А.Ф. Востоков. Вскоре выяснилось, что люк закрыли плохо, не было электрического контакта. Вновь пришлось открывать, а потом закрывать.

Юрий Гагарин

О ракете-носителе, с помощью которой корабль был выведен на орбиту, а также о месте и времени ее старта (09:07:00 МВ) в сообщении ТАСС не говорилось. Названа была масса корабля (4725 кг) и частоты бортовых передатчиков, объявлены предварительные параметры орбиты: 175х302 км. Позже, при детальной расшифровке данных измерений, выяснилось, что корабль вышел на еще более высокую орбиту с апогеем 327 км вместо расчетных (и объявленных на Госкомиссии) 230 км. Причина этого тоже была установлена: во время выведения на 156-й секунде отказал блок питания антенн системы радиоуправления центрального блока А. Команда не прошла, двигатель блока А отключился позже расчетного времени, и  апогей оказался намного выше запланированного. Если бы тормозная двигательная установка на «Востоке» не сработала, то корабль затормозился бы не на 5–7 сутки, как предусматривалось резервной системой посадки, а на 15–20 сутки. Естественно, космонавта к этому времени уже не было бы в живых.

После выведения на орбиту корабль медленно вращался. Это было нормально: гашение возмущений корабля после разделения со ступенью не предусматривалось. Сибирские измерительные пункты слышали голос Гагарина: «Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит». Уйдя из зоны связи камчатского пункта, «Восток» вскоре прошел над Гавайскими островами, пересек Тихий океан, обогнул с юга мыс Горн и приблизился к Африке. Самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показатели приборов и все это надиктовывал на бортовой магнитофон и записывал в бортжурнал. В невесомости от него «уплыл» карандаш – и писать стало нечем. В бортовом магнитофоне задолго до окончания полета закончилась пленка. Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись, поэтому информация о середине полета (с 09:27 до 10:03 МВ) на пленке отсутствует. Сразу после отделения корабля была включена циклограмма посадки. В 09:51 началось построение ориентации, и в 09:55:10 «Восток» был сориентирован для схода с орбиты. В 10:25:34 прошло включение тормозной ДУ, но она выключилась за 0.5–1.0 сек до расчетного времени из-за окончания горючего (причина – залипание клапана, из-за чего часть горючего попала в полость разделительного мешка, а не в камеру сгорания). После окончания горючего магистрали наддува двигателя остались открытыми, и в них, а также в рулевые сопла по тангажу и рысканью под давлением около 60 атм стал поступать азот. Это привело к закрутке корабля со скоростью 30 °/с.
Вот как об этом рассказывал сам Ю.А. Гагарин: «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет…»
Сообщение ТАСС О первом в мире полете человека в космическое пространство: «12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич…»
Досрочное отключение ТДУ нарушило штатную циклограмму спуска, и команда на автоматическое разделение СА и ПО не прошла. Они разделились по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км (с задержкой от штатной циклограммы на 10 мин). Катапультирование прошло на высоте около 7 км. На спуске в дополнение к основному по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной парашют, а Юра несколько минут не мог открыть клапан дыхания. В остальном посадка в районе деревни Смеловка Саратовской области, недалеко от берега Волги, была нормальной. Расчетное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но «Восток» сел с большим перелетом – и в хорошо знакомых Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку. «...В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза», – сообщил ТАСС. О раздельном приземлении корабля и космонавта не сообщалось. Лишь совсем недавно в историческом альбоме «Страницы истории: Покровск – Энгельс» появились данные, позволяющие уточнить обстоятельства посадки Гагарина. «В 10:48 МВ обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель в юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цели отслеживались локатором до земли... В 11:00 Гагарин приземлился недалеко от деревни Смеловка...» Следовательно, катапультирование произошло чуть позднее 10:48, когда СА опустился до 7 км. Спуск на парашюте с этой высоты действительно должен занимать около 12 минут. По докладу Гагарина, СА приземлился раньше и ближе к берегу Волги – на 2–4 км. Время посадки СА должно быть близко к объявленному ТАСС – 10:55 МВ. Первыми встретили Гагарина на Земле жена лесника Анна Акимовна Тахтарова с внучкой Ритой, следом с полевого стана прибежали механизаторы колхоза имени Шевченко из деревни Узморье. На ЗиЛ-151 прибыл майор Ахмед Гасиев, который доставил космонавта в ракетный дивизион в д. Подгорье. После доклада командиру дивизии ПВО Ю. Вовку Гагарин поехал к кораблю. На пути его обнаружил вертолет Ми-4 поисковой группы. На нем Гагарин был доставлен в Энгельс, а оттуда в Куйбышев. Так полетом Ю.А. Гагарина на корабле-спутнике «Восток» началась эра полетов человека в космос.

Самочувствие Юрия Гагарина в течение всего одновиткового полета было хорошим. Однако полеты собак на кораблях-спутниках показали, что на втором и третьем витках они теряли бодрость, отказывались есть, замедлялась их реакция на внешние раздражители. Возник вопрос: какой длительности должен быть следующий полет? Врачи ВВС из Института авиационной и космической медицины (ИАКМ) во главе с В.И. Яздовским опасались, что и на космонавта будут воздействовать те же еще не изученные факторы. Кроме того, было неизвестно, как космонавт перенесет перегрузки при возвращении из суточного полета. Поэтому врачи «стояли» на трех витках. Конструкторы же ОКБ-1 во главе с С.П. Королевым настаивали на суточном полете. Аргументы были следующими: во-первых, после трех витков посадка возможна лишь в густонаселенном районе Европейской части СССР, что осложнит поиск и эвакуацию. Во-вторых, лишь суточный полет даст возможность кардинально решить вопрос, насколько вредно воздействие космических факторов. Космонавт участия в управлении кораблем (в штатном варианте) не принимает, и посадка должна произойти автоматически при любом его самочувствии. В-третьих, остался всего один готовый корабль, и использовать его надо с максимальной пользой. В-четвертых, спуск в ручном режиме еще не освоен, а посадка по команде с Земли на 2–7-м витках осложняется значительным разбросом по дальности из-за невысокой точности солнечной ориентации. Наконец, в ОКБ1 про ведены доработки корабля, позволяющие выполнить даже недельный полет. Аргументы разработчиков были убедительны – и на совещании в Сочи 20 мая 1961 г. стороны согласились, что полет будет суточным, а космонавт, что бы иметь возможность досрочной посадки, испытает ручное управление. Непосредственная подготовка космонавтов к полету началась в мае и закончилась в августе 1961 г. В ней участвовали Г.С. Титов, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский, П.Р. Попович и Г.Г. Нелюбов. Перед полетом Госкомиссия приняла решение назначить пилотом-космонавтом Востока-2 Германа Титова, а запасным пилотом – Андрияна Николаева.

Герман Титов

«Восток-2» стартовал 6 августа 1961 г. в 9 часов по московскому времени. Масса корабля составила 4731 кг. Сообщение ТАСС о запуске передали лишь после того, как убедились: корабль на орбите, космонавт в полном порядке. «Восток-2» имел некоторые отличия от первого «Востока». Была доработана радиосвязь, заменена телевизионная система. Телеметрию дополнила коротковолновая система «Сигнал», которая служила для пеленгации корабля и дублировала передачу основных медицинских параметров. В полете Титов дважды (на 1-м и на 7-м витках) управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. В остальное время он был загружен проверкой бортовых систем и фотосъемкой Земли и космоса фотокамерой. В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъемку (кинокамера «Конвас») и продолжал ею заниматься в течение всего полета короткими сеансами. Он вел радиосвязь, ел и пил специально приготовленную пищу. Вот меню его обеда: 150 г концентрата супа-пюре с хлебом, мясной и печеночный паштет в тубах, черносмородиновый сок. Титов впервые в невесомости воспользовался аcсенизационным устройством и даже выполнял физические упражнения (на 6-м витке). Ему же первому удалось поспать в полете, причем Герман Титов не только первым спал в невесомости, но и первым... проспал время связи, чем вызвал большое беспокойство на Земле. Герман Титов вспоминал: «На корабле не было будильника, и «дежурная смена» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа ночи, сработала несколько раньше. Проснулся за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком-нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться… Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе». Как нервничали на Земле эти 37 минут, остается только догадываться. Герман Степанович рассказывал, что вскоре после полета «появился анекдот: «Армянское радио спрашивают: почему Титов проспал в космосе? Радио отвечает: Титов проспал потому, что пользовался будильником Ереванского часового завода». На самом деле тогда никто космических часов еще не делал. Но к следующему полету промышленности была заказана разработка космического будильника». Из-за «болезни укачивания» Титова в течение полета сопровождало тошнотворное состояние, которое мешало принимать пищу, отдыхать и выполнять программу полета. Обо всем происходящем Титов делал записи в бортжурнал и на бортовой магнитофон. Приземление СА корабля «Восток2» произошло не совсем штатно. После выключения тормозной двигательной установки СА и ПО разделились, но гермоплата электроразъема кабель-мачты не отстрелилась из-за ошибки в монтаже электроцепей. Отсеки оказались связанными кабелем, который отгорел только в плотных слоях атмосферы. Аналогичная ситуация была на 4-м и 5-м кораблях-спутниках, но тогда не хватило информации, чтобы разобраться в причинах. Дальнейшее приземление СА и катапультировавшегося из него космонавта прошли штатно, но Титов сел в десяти метрах от железной дороги, по которой шел поезд. Суточный полет Германа Титова позволил сделать главный вывод: человек может жить и работать в невесомости!

На этом спасибо за внимание!


Tags: СССР, история, космос
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments