junycat (junycat) wrote,
junycat
junycat

Categories:

Из истории Китая: уголовный кодекс династии Тан



Друзья!

Предлагаю сегодня отвлечься от текущих политических баталий, и немного окунуться в глубины истории, а именно китайской. Недавно я ознакомился с таким периодом китайской истории, как династия Тан (618 - 907 г.г.), в частности - с уголовным кодексом, существовавшим в эту прекрасную эпоху. По изощренности и сложности УК Тан не уступает уголовным современным системам, несмотря на то, что был создан еще в VII веке. Например, в нем назначается более тяжелое наказание для организатора, чем для исполнителя, а также предусмотрены скидки для инвалидов, беременных, стариков и т. д, что выглядит вполне по-современному. Мне это историческое явление показалось интересным, спешу поделиться с вами.

Материал взят из книги https://www.livelib.ru/book/1002768617-istoriya-kitaya-s-drevnejshih-vremen-do-nachala-xxi-veka-v-10-tomah-tom-3-troetsarstvie-tszin-yuzhnye-i-severnye-dinastii-suj-tan-bez-avtora

Писаное право в Китае возникло в специфических условиях, и это обусловило его собственную немалую специфику. Первые попытки введения рационально сконструированных законов, призванных сменить и по возможности сделать неактуальным обычное право, относятся к периоду длительного исторического кризиса, политической борьбы и обострения конфликта интересов различных социальных групп в княжествах, на которые распалось древнее китайское государство в последние века династии Чжоу. Исходный смысл писаного права, как считали его создатели, состоял в оптимизации отношений не между людьми и людьми, но между государственной властью и подданными. А уж это обусловило все остальные его особенности.

Сами тогдашние китайцы в посвященном законодательству разделе «Синь Тан шу» объясняли функциональное своеобразие различных типов законов так: «В танское время было четыре типа уложений: люй, лин, гэ и ши. Лин устанавливали распорядок и соотношение среди старших и младших, знатных и низких, а также государственную структуру. Гэ устанавливали постоянную практику, осуществляемую всеми должностными лицами на их постах. Ши являлись законами, которых они (должностные лица) неизменно придерживались. Во всех делах государственное управление должно было следовать нормам этих трех видов. Если же происходили их нарушения или если люди склонялись ко злу и доходили до преступлений, всегда следовало принимать меры на основании люй». Исходя не столько из буквального смысла терминов, сколько из функций обозначаемых ими правовых норм, целесообразно - довольно условно, зато единообразно - называть законы люй, лин, гэ и ши соответственно уголовными, общеобязательными, нормативными и внутриведомственными установлениями. Уголовные установления люй Танский кодекс «Тан люй шу и» являлся, как видно уже из самого названия благодаря слову люй, собранием уголовных установлений танского правительства. Точное описание нежелательного действия и точное установление соответствующей ему карательной санкции составляют содержание установлений люй. Начало длительному, многоэтапному процессу создания одного из самых масштабных в мире правовых памятников было положено сразу после прихода к власти основателя танской династии императора Гао-цзу (618 г.).


Танская шкала состояла из наказания легкими палками, наказания тяжелыми палками, наказания каторгой, наказания ссылкой и наказания смертью; эти пять видов, в свою очередь, подразделялись на 20 разновидностей. Интересно, что в первых трех видах наказаний разновидности также группировались в пятерки и еще одна пятерка составлялась из разновидностей двух наиболее суровых наказаний. То, что разновидностей смертной казни было две, прямо объясняется в тексте танского кодекса следующим образом: «Двойное число наказаний смертью сообразовано с числом, символизирующим инь». Каждой разновидности соответствовало то или иное количество меди, которое вносилось в качестве откупа от наказания, когда замены реального наказания на откуп требовала ситуационная оценка (если преступник был чиновником или стариком либо если преступление не было доказано). Шкала танских основных наказаний предполагала как минимальное наказание - 10 ударов легкими палками (либо откуп - 1 цзинь меди, 0,5 кг), как максимальное наказание - смертную казнь через удавление или обезглавливание (откуп - 120 цзиней, то есть 60 кг меди).

Давняя, еще доконфуцианскую эпоху выдвинутая адептами «школы закона» идея равенства всех подданных перед законом понималась тогда главным образом в том смысле, что за одно и то же запрещенное действие любой человек должен получать одно и то же наказание вне зависимости от привходящих обстоятельств, от конкретной ситуации совершения преступления, мотиваций преступника, его прежних заслуг, отношения к преступнику правителя, его родственных связей и его отношений с объектом его запретных действий. Конфуцианизированное право не отказалось от идеи равенства перед законом, но трансформировало ее почти до неузнаваемости. Такое равенство стали интерпретировать таким образом, что любой преступник непременно должен получить возмездие, предусмотренное высочайше введенными и едиными для всей империи уголовными нормами. Но сами эти нормы превратились в сложнейшую, тщательно выверенную систему неравенств. Как может быть отец равен сыну, жена - наложнице, старший брат - младшему брату, сановник - простолюдину, свободный -рабу, даже представить себе было невозможно; и потому все эти неравенства надлежало этично и однозначно учесть при разработке мер наказаний, предусмотренных за совершение одних и тех же запрещенных действий различными неравными один другому подданными. Закон в большинстве случаев точно называл меры наказания лишь за преступления, совершенные в средненормальной ситуации, т.е. когда объект и субъект преступления имели статус непривилегированных лично свободных, были в равной степени полностью дееспособны и не находились в родственных или функциональных (например, административного подчинения) отношениях. Затем, в зависимости от конкретной ситуации совершения данного социально нежелательного действия, предписанное за ординарное преступление ординарное наказание модифицировалось согласно точно предписанным в кодексе методикам, т.е. утяжелялось или облегчалось на то или иное количество степеней. В основном разновидности наказаний приравнивались к степеням. Для преступников, принадлежавших к привилегированному слою, нормой было, с одной стороны, уменьшение наказания относительно ординарного уровня, а также широкое применение заменяющих и дополнительных наказаний, но с другой - ужесточение наказания, если преступление было связано, например, с использованием в личных целях служебного положения. В ситуациях, когда субъект и объект преступления находились в родственных отношениях, роль социальных различий играли различия возрастные (старший родственник был аналогом более знатного человека, младший - менее знатного), а роль субординативной связи - вертикальная связь «прямой предок по мужской линии - прямой потомок по мужской линии». Зато в тех случаях, когда преступление совершалось совместно членами одной семьи, ответственности подлежали только старшие. В уголовном кодексе Тан говорится, в частности: «Всякий раз, когда преступление совершается совместно, тот, кто подал мысль, рассматривается как главарь... Соучастникам наказание уменьшается на одну степень. Если преступление совместно совершили члены одной семьи, к ответственности привлекаются только старшие родственники». Сходное правило действовало и в том случае, если преступление совершалось совместно чиновником и простолюдином. Даже если мысль к преступлению подал простолюдин и он же являлся активным исполнителем, чиновник, как лицо более ответственное, все равно рассматривался как главарь, а простолюдин - как соучастник и получал наказание на одну степень меньшее, чем чиновник. Танское право старалось карать не столько преступное деяние само по себе, сколько преступную волю.

Также в танском праве предусматривалась сложная система частичной или полной недееспособности по возрасту или физическому состоянию. Те, кому на момент совершения преступления было более 70 или менее 15 лет, а также инвалиды при совершении преступлений, наказуемых легче, чем смертной казнью, могли откупиться. Те, кому было более 80 или менее 10 лет, а также инвалиды дуцзи при совершении ими большинства преступлений вообще не подлежали осуждению, а от наказаний за преступления, связанные с нанесением физического или материального ущерба, откупались. Те, кому было более 90 или менее 7 лет, хотя бы они и совершили преступление, наказуемое смертью, также наказанию не подлежали. Ситуационная оценка проявлялась также в довольно сложном разделении главарей и соучастников, которые получали различные наказания (например, соучастники подлежали наказанию, на одну степень уменьшенному относительно наказания, полагавшегося главарю). Беременные женщины, если им во время следствия полагалась пытка битьем палками, либо если они были приговорены к наказанию битьем палками или к смертной казни, получали отсрочку до завершения родов. Откладывались или определенным образом облегчались наказания, к которым были приговорены те, кто имел на своем попечении нуждающихся в уходе престарелых или больных родственников. Если субъект и объект совершенного на территории Китая преступления принадлежали к одной и той же некитайской народности, внешней по отношению к империи, преступника следовало осудить по законам своей страны. Существовал и ряд других правовых норм, приводивших наказание в наибольшее соответствие конкретной личности преступника и конкретным обстоятельствам совершения преступления.

Одной из наиболее архаичных черт танского права являлось сохранение в нем коллективной ответственности, предложенной в качестве наимощнейшего механизма устрашения еще представителями школы фацзя. Впоследствии конфуцианские законодатели должным образом оценили уникальные возможности семьи и формируемых как ее аналоги структур для укрепления взаимоконтроля внутри всевозможных социальных ячеек (семьи, соседства, общины, учреждения) и усиления как ответственности старших за младших, так и подчиненности младших старшим. Согласно «Тан люй шу и», в зависимости от родственного или функционального характера единства коллективная ответственность подразделялась на общесемейную (юанъцзо), выражавшуюся в привлечении к ответственности родствен- ников преступника, пусть и не знавших о совершении им преступления или его намерении преступление совершить, и коллективную ответственность, объединенную, чаще всего выступавшую в качестве общеслужебной (лянъцзо), т.е. применяемой к чиновникам-сослуживцам при совершении кем-либо из них служебных ошибок, проступков или преступлений; в последнем случае она заключалась в привлечении к суду фактически ни в чем не виновных коллег допустившего ошибку или проступок чиновника. Общесемейной ответственности подвергались родственники лиц, повинных в совершении наиболее злостных антигосударственных преступлений. Например, если восстание против царствующего императора реально уже началось, сами преступники подлежали смертной казни через обезглавливание, их отцы и сыновья 16 лет и старше наказывались удавлением, а сыновья 15 лет и младше, а также матери, дочери, жены и наложницы, деды и внуки по мужской линии, старшие и младшие братья, старшие и младшие сестры, равно как принадлежащие всем им лично зависимые и прочее их имущество, поля и постройки конфисковывались (применительно к людям эта формулировка обозначала обращение в казенное рабство). Дядья преступников, а также их племянники, даже если не жили одним хозяйством с бунтарями, ссылались на 3 тыс. ли. Кроме того, общесемейная ответственность применялась для наказания таких преступлений, как передача противнику сведений о том, что против него посланы войска: изменников обезглавливали, а их привлеченные по общесемейной ответственности родственники наказывались ссылкой на 2 тыс. ли. Из-под действия коллективной ответственности освобождались мужчины 80 лет и старше или принадлежащие к группе инвалидности дуцзи и женщины 60 лет и старше или принадлежащие к группам инвалидности дуцзи и фэйцзи. С другой стороны, танский уголовный кодекс прямо обязывал ближайших родственников укрывать друг друга, давать друг другу убежище в случаях совершения кем-либо из них преступлений (за исключением антигосударственных и просто особо тяжких). Закон шел настолько далеко в предоставлении близким родственникам права на заботу друг о друге даже в криминальных ситуациях, что под страхом наказания запрещал доносы одного родственника на другого (разумеется, опять-таки за исключением антигосударственных или особо аморальных преступлений). При этом донос старшего на младшего наказывался значительно легче, нежели донос младшего на старшего.
В стремлении создать для решения столь противоречивых с точки зрения этики ситуаций однозначные модели поведения, которые считались бы единственно возможными и надлежащими, а все отклонения от них наказуемыми, танское право создавало порой юридические парадоксы или, во всяком случае, сложнейшие, даже причудливые конструкции. Так, например, если старший родственник по каким-то причинам укрыл некоего преступника, через некоторое время умер, а некий младший родственник продолжил укрывать этого преступника, то, когда и если дело всплывало, наказание за укрывательство этому младшему уменьшалось на пять степеней относительно стандартного - ведь он не сам решил укрыть преступника, а следовал воле старшего. Если же старший родственник совместно с кем-либо совершил преступление, а потом пришел домой и спрятался вместе с подельником, то младшие, имевшие право укрывать родственника, не подлежали наказанию и за укрывательство его подельника, ибо попытка выгнать его могла завершиться его поимкой, он раскрыл бы на допросах своего сотоварища - таким образом, младшие, не предоставив убежища подельнику, тем самым как бы совершали донос на старшего. Грандиозная попытка быть абсолютно последовательными и скроить единые на всех образцы для тончайших индивидуальных этических коллизий, попытка ни много ни мало запрограммировать совесть и избавить людей от опасности сделать неверный шаг в столь противоречивых ситуациях является, как к ней в наше время ни относись, уникальным достижением танского права.

На этом спасибо за внимание!



Tags: Китай, история, общество
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments