junycat (junycat) wrote,
junycat
junycat

Categories:

Об исследовании этнической самоидентификации белорусов



Друзья!

Давайте сегодня снова поговорим о Беларуси. А конкретно - о самоидентификации белорусов, по каким признакам они определяют себя как отдельный народ. Материал взят из этой книги https://www.livelib.ru/work/1001792750-belorusskaya-identichnost-soderzhanie-dinamika-sotsialnodemograficheskaya-i-regionalnaya-spetsifika-l-i-naumenko, в ней рассказывается об одном из исследований этого вопроса силами НАН РБ. Однако же, я не буду утомлять читателей графиками и таблицами, и просто кратко расскажу о результатах.

Структура белорусской идентичности.

В качестве базовых компонентов белорусской идентичности следует выделить такие ее составляющие, как: территориальную, гражданскую (государственную), этническую и культурную субидентичность. Конфессиональная составляющая в белорусской идентичности практически не выражена и не актуализирована. Также, как следует из результатов республиканских исследований, например, феномен советской идентичности, теряя свою распространенность среди жителей Беларуси, при этом остается достаточно устойчивым среди определенных категорий населения республики, порой подменяя или дополняя собой этническую или гражданскую идентичность.

Особый интерес вызывает феномен этнической идентичности. Если в постсоветских странах чаще используется понятие «этнической или этнокультурной идентичности», то в исследованиях западноевропейских ученых чаще встречается понятие «культурной» идентичности. На индивидуальном уровне этническая идентичность представляет собой осознание этнической принадлежности, являющееся результатом эмоционально-когнитивного процесса отождествления индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко значимое переживание принадлежности к этнической общности. На групповом уровне коллективная этническая идентичность – это устойчивая целостная совокупность присущих этносу чувств (этнической принадлежности и общности, ущемленности, преданности, любви, гордости, стыда и многого другого), этнических Мы-образов, стереотипов, знаний (об этническом происхождении), актуальных идей и чаяний, высоко значимых идеалов, воспроизводимых и поддерживаемых этническими элитами и разделяемых подавляющим большинством представителей этнической общности.


Исследование.

Комплект исследовательского инструментария составили разработанные и апробированные в предыдущих исследованиях: 1) комплект зрительно-аналоговых шкал оценки значимости этнической и гражданской принадлежности и других параметров этнической идентичности; 2) вопросы анкеты о предпочитаемом гражданстве, представлениях о понятии «гражданин», значении понятия «моя Родина»; 3) открытые вопросы об образе Родины и о привлекательных сторонах жизни в  стране; 4) метод незаконченных предложений об образе Беларуси; 5) метод этнических стереотипов; 6) модифицированная к целям исследования методика выявления критериев этнической идентификации; 7) методики семантического дифференциала, предназначенные для выявления отношения к современной Беларуси и диагностики этнических установок. В обработке полученных данных наряду с анализом содержания текстовых материалов (ответов на открытые вопросы) использованы методы описательной статистики. Основную эмпирическую базу составили результаты исследования, выполненного силами республиканской сети интервьюеров Института социологии НАН Беларуси. Опрос проведен на общереспубликанской репрезентативной территориально-пропорциональной выборке. Объем выборки составил 1000 респондентов, ошибка выборки – 3,16%.

Результаты.

Ответы белорусов показывают, что ведущими объединяющими критериями (среди предложенных вариантов ответов) оказались (по убывающей) территория проживания, чувство привязанности к родной земле и общее государство, а также общность этнического происхождения, корни. Среди наименее важных – религия и родной язык.

При этом для русских в Беларуси к таким важнейшим критериям относятся язык, культура, исторические традиции, общность происхождения, для белорусских поляков – религия, привязанность к родной земле, исторические традиции, общность происхождения, язык. Согласно последним социологическим опросам россиян, для подавляющего числа русских таковыми критериями также являются язык, культура, природа, историческое прошлое. Очевидно, что для русских (как в России, так и в Беларуси) среди таковых критериев преобладают критерии культуры, для белорусских поляков – смешанные критерии (культурные, этнические, территориальные), для белорусов – также смешанные, но иные критерии (территории, государства  и этничности), за исключением критериев культуры.

Возраст.

Возраст является одним из важнейших факторов, определяющих как проявление в ответах белорусов базовых составляющих общебелорусской идентичности, так и диагностирующих основные тенденции ее потенциальных изменений в ходе смены поколений. Максимально высокие показатели выраженности каждой из составляющих белорусской идентичности (территориальной, этнической, гражданской и культурной) продемонстрировали представители самого старшего поколения (старше 60 лет). Помимо этого, представители этого поколения чаще других отождествляют себя с народом Беларуси, но менее остальных – с европейцами.

Группа молодежи до 20 лет продемонстрировала самые низкие показатели территориальной и советской идентичности. Средние значения – гражданской, этнической, культурной, с представителями народа Беларуси, патриотической идентичностей. И самые высокие значения – европейской идентичности. Эти данные представляются вполне объяснимыми как наиболее высокой мобильностью молодежи, так и отсутствием сегодня объективных оснований для советской идентификации после распада СССР. Вместе с тем, анализ процентного распределения оценок указывает на то, что, например, в этой возрастной группе максимально высокие показатели выраженности гражданской идентичности (47,7%) оказались даже больше аналогичных показателей по республике (44,8%), что отражает рост чувства гражданственности среди самого молодого поколения белорусов.

Анализ содержательного наполнения представлений  о значении гражданской принадлежности показывает, что они имеют порой существенные отличия у представителей разных поколений. Это относится к представлениям о выполнении гражданских обязанностей, обладании гражданскими правами и свободами, любви к своей стране и реализации активной гражданской позиции. Если ответы о последней встречаются в полтора раза чаще среди молодежи (15,9%) в сравнении со старшим поколением (10,9%), то гражданские чувства и любовь к Беларуси значительно чаще представлены в ответах самого старшего поколения (57,1%) в сравнении с самым молодым (33,0%). Отметим, что существенные различия между поколениями выявлены и в содержании представлений о том, что значит быть патриотом Беларуси. Сравнение представлений о значении этнической принадлежности также выявило различия среди представителей разных поколений. Если для респондентов старше 60 лет быть белорусом значит прежде всего жить в Беларуси (62,9%), по характеру быть похожим на белорусов (17,1%), любить Беларусь и белорусов (48,6%), то для молодежи до 20 лет это прежде всего уважать и ценить белорусскую культуру (43,2%), иметь белорусское гражданство (29,5%). Совпадение представлений самого молодого и старшего поколений пришлось на распределение ответов о необходимости знать и беречь национальные традиции (40,9% – у молодежи до 20 лет и 40,0% – у людей старше 60 лет), говорить на белорусском языке (12,5% – у молодежи и 12,6% – у самого старшего поколения), по происхождению быть белорусом (31,8% – у молодежи и 32,0% – у старшего поколения).

Город и село.

Сравнение ответов горожан и сельских жителей выявило тенденцию более высоких показателей выраженности белорусской идентичности и каждой из ее составляющих именно среди сельчан. Так, жители села в большей мере испытывают чувство принадлежности к представителям белорусской культуры, народа Беларуси, белорусам, жителям и гражданам страны. Помимо этого, им в большей мере свойственно осознавать себя патриотами Беларуси, типичными представителями своей национальности, людьми, гордящимися своей национальностью. В свою очередь, среди горожан более сильно выражены европейская, славянская, советская идентичности, а также с представителями русской культуры и жителями СНГ.

Регионы.

Как различается идентичность по регионам?

1) Минск. Выявлены самые низкие показатели актуализации этнической, культурной, гражданской, территориальной, советской идентичностей, а также низкие показатели патриотической и идентичности с народом Беларуси. При этом показательно то, что для жителей столицы характерна высокая распространенность европейской идентичности. Эти результаты отражают вполне типичную для полиэтничного мегаполиса, каковым является Минск, ситуацию, для которой присущи в условиях высокой этнической мозаичности стирание межэтнических и межкультурных границ.

2) Минская область. Характерны самые низкие показатели актуализации европейской идентичности, низкие показатели территориальной идентичности и идентификации с представителями русской культуры, средние показатели этнической, патриотической и советской идентичности, идентификации с представителями белорусской культуры и народом Беларуси.

3) Брестская область. Самая высокая по республике выраженность территориальной и культурной идентичности, а также идентичности с представителями народа Беларуси. Вторая по распространенности – этническая и патриотическая, и третья по распространенности – гражданская идентичность.

4) Гомельская область. Отличают самые высокие показатели распространенности гражданской и этнической идентичности, а также вторые по величине – территориальной идентичности, третьи – идентичности с патриотами, представителями белорусской и русской культуры. Последние представляются информативными в плане межкультурного (русско-белорусского) влияния в регионе Российско-Белорусского пограничья.

5) Могилевская область. Отличается наиболее низкими показателями гражданской и патриотической идентичности и самыми высокими показателями советской и с представителями русской культуры идентичности, средними показателями белорусской культурной, этнической  и территориальной идентичности. Эти данные могут свидетельствовать о русских ассимиляционных процессах среди белорусов этого региона.

6) Витебская область. Результаты очень похожи на полученные в Могилевской области. Это проявилось в высоких показателях советской идентичности и с представителями русской культуры и, наоборот, наиболее низких показателях этнической, а также идентичности с представителями белорусской культуры, народа Беларуси.

7) Гродненская область. Ее жители больше других считают себя патриотами страны и европейцами. Среди них высоко актуализированы белорусская культурная, гражданская идентичности и идентичность с народом Беларуси.

Видя между регионами дихотомию Гродно/Витебск, легко напрашивается аналогия с Украиной, где существует дихотомия Львов/Донецк. Но увлекаться этой аналогией не надо, конечно же, эта разница между регионами в Беларуси выражена в очень слабой степени, и Гродненщина даже близко не является прямым аналогом Галичины.

На этом благодарю за внимание!


Tags: Беларусь, общество
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments