junycat (junycat) wrote,
junycat
junycat

Categories:

Можно ли изменять конституцию? Как это делают в Германии, Франции, США

Друзья!
Давайте сегодня поговорим о том, как совершаются поправки в конституцию. Но не в нашу, российскую, а конституции тех стран, которые среди граждан с либеральными взглядами принято считать "цивилизованными".
Почему я это предлагаю? Ну вот такая история была на днях. Я обедал дома (ел макароны с капустой, так как в стране кризис, пригожинским троллям теперь платят мало и с задержками, поэтому на суши каждый день денег не хватает). Ну и во время обеда я смотрел стендап Павла Воли на тему "Россия - страна контрастов". По содержанию, выступление было очень похоже на то, что я еще сто лет назад слышал от Михаила Задорнова, однако мой слух резанула фраза "конституция не меняется", в том смысле, что в нормальных странах конституция не меняется, а Россия - не очень нормальная страна, поэтому в ней вот был недавно проведен даже референдум на тему изменений конституции. Я в тот момент даже огорчился тем, что являюсь гражданином страны, не соблюдающей общепринятые в цивилизованном мировом сообществе стандарты демократии, прямо вот есть макароны расхотелось от огорчения, но все же решил поинтересоваться, а как там в этом плане обстоят дела у общепризнанных флагманов этого самого цивилизованного мирового сообщества - Германии, Франции и США.
Итак.
1) Германия.
После капитуляции Германии в 1945 году вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия. В трех западных оккупационных зонах национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции.


Текст Основного закона всей Западной Германии был официально провозглашён 23 мая 1949 года. Этот день стал днём рождения Федеративной Республики Германия.
Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Основной закон состоит из Преамбулы, 14 разделов, причем три раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону. Порядок изменения конституции и внесения поправок урегулирован в основном законе. Конституция устанавливает, что «Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст основного закона. Такой закон требует одобрения в 2/3 голосов Бундестага и в 2/3 голосов членов Бундесрата». При этом статья 1, гарантирующая соблюдение прав человека, и статья 20, описывающая государственные принципы демократии, правового и социального государства, не могут быть изменены.
Можно отметить три наиболее крупных блока поправок, внесенных в Основной закон.
1) Первый относится к середине 50-х гг., когда создание Бундесвера и его включение в НАТО потребовали пересмотра ряда статей конституции, запрещающих создание собственных вооруженных сил;
2) Второй блок поправок был обусловлен принятием в конце 60-х гг. пакета "чрезвычайных законов". Тогда в конституцию был включен новый раздел Ха "Состояние обороны";
3) Третий крупный блок поправок был принят после объединения страны. Уже в ноябре 1991 года Бундестаг и Бундесрат создали совместную конституционную комиссию, которая должна была учесть как последствия объединения Германии, так и положения Маастрихтского договора о Европейском Союзе. По результатам деятельности комиссии федеральный парламент в сентябре 1994 года принял закон о внесении изменений в текст Основного закона. Была изменена Преамбула (в частности, опущено положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 (предусматривающей, в частности, участие ФРГ в нормотворческой деятельности Европейского Союза), увеличен численный состав Бундестага и Бундесрата и др.
Вступивший в силу в 1949 году основной закон в статье 23 указывал, что он распространяет своё действие первоначально не на всю Германию, а лишь на конкретные немецкие земли (то есть на территорию ФРГ), а в других частях вступит в действие после их присоединения к области действия основного закона (нем. Geltungsbereich des Grundgesetzes). Уже тогда такая формулировка предполагала возможное расширение сферы действия основного закона. После первых "свободных выборов" в Народную палату ГДР в марте 1990 года в ГДР к власти пришли партии, выступающие за «быстрый» путь воссоединения Германии по статье 23. Уже 23 августа 1990 года Народная палата ГДР приняла решение о вступлении ГДР в область действия основного закона ФРГ, согласно статье 23 этого закона, гарантирующей всем немецким землям безоговорочное право на вступление в сферу действия этого закона.
Всего за 70 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и дополнениям свыше 100 статей. Добавлены три новых раздела, включены новые статьи.
2) Франция.
Конституция 1958 года (Пятой Республики) принадлежит к числу т.н. жестких конституций. Предусмотрен особый порядок внесения изменений. Инициатором может быть Президент Республики, но на практике и Правительство и сами парламентарии выносят проекты поправок на обсуждение Парламента.
За годы ее существования в Конституцию был внесен ряд поправок.
Поправка №1 (в 1960 году) констатировала распад, невозможность реализации принципов т.н. Французского сообщества, которые были изложены в тексте Конституции (например, “пребывание в сообществе несовместимо с независимостью”). В 1960 году большинство колоний объявили независимость. Было собрано Конституционное собрание и вотирована поправка.
Поправка 1962-го года изменила порядок избрания Президента. До этой поправки он избирался коллегией выборщиков, где преобладали представители мелких коммун, а теперь Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов. Эта поправка вызвала возражения со стороны парламента, он не только не утвердил ее, но и выразил недоверие Правительству.
Далее было более десяти поправок, среди последних поправок также введена новая глава Конституции, посвященная участию Франции в европейских сообществах и ЕС. Введением этой главы подтверждено участие Франции в европейских сообществах и ЕС, закреплена возможность передачи в ведение союза определенных полномочий для их совместного осуществления государствами-членами этих сообществ, но это не передача суверенных прав или части суверенитета. Признание Францией принципов построения, действия и участия Франции в экономическом и валютном союзе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также подтверждено согласие Франции с правилами пересечения границ, которые установлены в договоре о создании ЕС (сейчас - составная часть текста Амстердамского договора), т.е. признание действия Шенгенских положений. Закреплен правовой статус граждан ЕС, их право участвовать в выборах на уровне формирования муниципальных органов.
Поправка 1995 года (реализуется сейчас) пересматривает статьи, связанные с процедурой судопроизводства в отношении Президента и высших должностных лиц. Раньше было предусмотрено создание особого суда, а положения об основаниях (“измена Родине”) были те же. Изменен порядок рассмотрения таких дел: вопрос о судопроизводстве в отношении Президента отделили от вопроса о судопроизводстве в отношении высших должностных лиц.
В 2021 году планируется референдум об изменении основного закона государства. Французский президент хочет дополнить конституцию страны обязательствами, которые направлены на борьбу за биологическое разнообразие и против изменения климата (здесь Павел должен бы съездить в Париж, и объяснить местным, что конституция не меняется).
3) США.
В Конституцию США за более чем 200 лет существования было внесено 27 поправок. До середины 80-х годов было предложено около 5000 поправок, но только 33 из них получили в Конгрессе необходимые 2/3 голосов и были переданы на ратификацию, 27 поправок были утверждены. Первые 10 поправок к Основному закону страны. В них изложены положения, дающие гарантии отдельных личных прав гражданам США. Внесение поправок предложил Джеймс Мэдисон на Первом Конгрессе США (1789 год). В том же году поправки были одобрены Конгрессом и в 1791 году ратифицированы штатами.
Некоторые действующие поправки были приняты рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах к его 150-й годовщине (в марте-апреле 1939 г.). Поэтому с 1917 г. Конгресс стал обычно (но не во всех случаях) устанавливать сроки для ратификации, и если штаты их не соблюдают, то поправка снимается с повестки дня.
Поправки не изменяют первоначальную форму конституции. Они хронологически публикуются в качестве дополнений к первоначальному тексту. Ратификация поправок штатами и является главным тормозом обновления конституции США. Поправки могут десятилетиями и даже веками рассматриваться законодательными собраниями штатов. Примером может служить процесс принятия 27-й поправки. В 1789 году Конгресс, по предложению Дж. Мэдисона, принял поправку к конституции: "Никакой закон, в котором говорится об увеличении компенсации к жалованию сенаторов и членов палаты представителей за службу в Конгрессе не вступит в силу до очередных выборов в палату представителей". Эта поправка находилась на стадии ратификации 203 года. И лишь 7 мая 1992 г. она была ратифицирована 38-м штатом (Мичиган) и вступила в силу.
Если же брать актуальные события, то последнюю, 26-ю поправку ввели в 1971 году. Она стала началом введения избирательного права с 18 лет. Требования возраста возникли в связи с событиями во Вьетнаме. Граждане становились военнообязанными раньше, чем получали право на участии в выборах. Такое положение казалось им несправедливым.
Итог.
Из приведенных примеров видно, что даже в "цивилизованных" странах конституция может меняться. И даже активно меняться, как это принято у немцев. Можно поставить под сомнение конкретные пункты изменений конституции России 2020 года, можно вспомнить о том, что конституция должна была меняться через парламент, а не референдум, но сам факт внесения поправок в нее не является чем-то особым и ненормальным. Тут проблема в том, что в картине мира многих людей Германия, Франция и США - всегда правильные страны, а Россия - всегда неправильная страна, и если указать такому человеку, что, например, в Германии тоже меняется конституция, то в ответ можно будет услышать только одно - "Вы не понимаете, это другое".

Tags: Германия, Россия, Франция, демократия
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 47 comments